Профориентационный минимум в школе: что важно знать педагогу, профориентологу, родителю
О программе
Введение в школах России профориентационного минимума – важная мера для поддержки осознанного формирования траектории карьерного развития молодых россиян. Профессиональная самореализация начинается при выборе желаемой профессии и продолжается при определении оптимальной образовательной траектории, эффективной учебе, взаимодействии с потенциальным работодателем, позиционировании специалиста со студенческой скамьи
Период реализа
Форма обучения
онлайн
Продолжительность
18 часов
Стоимость
1 800 руб.
Период проведения
18 мая-10 июня
Содержание программы
Программа «Профориентационный минимум в школе: что важно знать педагогу, профориентологу, родителю»
Введение в школах России профориентационного минимума – важная мера для поддержки осознанного формирования траектории карьерного развития молодых россиян. Профессиональная самореализация начинается при выборе желаемой профессии и продолжается при определении оптимальной образовательной траектории, эффективной учебе, взаимодействии с потенциальным работодателем, позиционировании специалиста со студенческой скамьи.
Программа адресована учителям школ, профориентологам, родителям подростков.
Лектор: Брызгалина Елена Владимировна зав каф философии образования философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Почетный работник сферы образования РФ
Содержание программы:
Тема 1. Сущность современной профориентации.
Тема 2. Что такое профориентационный минимум?
Тема 3. Профориентация с позиции ученика: избежать нельзя планировать
Тема 4. Педагог, профориентолог, родитель: роль в современной профориентации
Тема 5. Профессиональное образование в современной России: актуальная структура и будущие трансформации
Тема 6. Формальное и неформальное образование: куда идти учиться?
Практикум. Как выбрать место получения профессионального образования?
Описание тем и самостоятельной работы
Тема 1 Сущность современной профориентации.
Трансформация образов настоящего и будущего как основание планирования профессионального становления и развития. Профессиональная самореализация, профессиональный выбор, карьерный план. Актуальность профориентации в контексте концепции непрерывного образования.
Тема 2. Что такое профориентационный минимум?
Причины введения обязательного профориентационного минимума. Инициатива Министерства Просвещения РФ: нормативные документы - приказ и методические рекомендации. Цели, задачи, форматы реализации. Особенности профминимума для 6-11 классов. Уровни профминимума: базовый, основной, продвинутый. Семь направлений профминимума. "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка» как платформа реализации профминимума в 2023/2024 учебном году.
Тема 3. Профориентация с позиции ученика: избежать нельзя планировать
Профориентация в контексте особенностей формирования ценностных ориентаций современных школьников. Патернализм и антипатернализм как крайности в выборе профессии. Труд как ценность в системе ценностей подростка: социологические данные. Трудовое воспитание в современной школе: форматы и ограничения. Нормативные возможности для профпроб подростка: изменения в законодательстве РФ. Основные факторы, влияющие на отношение подростка к определению пути к профессии.
Тема 4. Педагог, профориентолог, родитель: роль в современной профориентации
Профориентация как деятельность, поддерживающая профвыбор ребенка и семьи. Особенности взаимодействия профориентолога с образовательными организациями, реализующими профориентационный минимум. Рекомендации по позиционированию услуг и продуктов профориентолога в образовательной среде. Преимущества и недостатки включения профориентолога в профессиональный выбор. Основные риски введения профминимума в школе для профориентолога.
Роль родителя в современной профориентации. Основные ошибки родителей при определении стратегии профессиональной самореализации ребенка. Способы избегания негативных сценариев профориентации. Особенности взаимодействия с администрацией, учителями, профориентологами в условиях введения профминимума в школе. Школа как институт профориентации: особенности задач в сравнении с семьей и профессиональным сопровождением выбора профессии. Профориентация в профессиональной деятельности учителя: нормативные рамки и инструменты. Реализация профориентационного минимума в учебной и внеучебной деятельности.
Воспитательный потенциал профориентации. Взаимодействие с родителями по вопросам профориентации: основные направления и риски.
Критерии успешной профориентации старшеклассника.
Тема 5. Профессиональное образование в современной России: актуальная структура и будущие трансформации
Что такое образование? Как устроена система российского образования? Что такое специалитет, бакалавриат, магистратура: различия в образовательных и карьерных результатах? отличия в процессе образования? Актуальные изменения с 2023 года – путь укрепления образовательного суверенитета. Значение изменений для абитуриентов и их родителей.
Получение профессии через среднее или высшее образование: специфика выбора. Ключевые аргументы при определении образовательной стратегии. Кому и для каких целей подойдет высшее и среднее профессиональное образование? Понятие «квалификационная яма».
Тема 6. Формальное и неформальное образование: куда идти учиться?
Работа без образования: потолки и горизонты. Теория и/или практика в образовании? В чем отличие формального образования от неформального? Государство и образование: за что отвечает образовательная политика? Зоны государственных гарантий в образовании. Профессиональные стандарты в РФ: что о них надо знать на этапе определения образовательной стратегии? Образование формальное и неформальное. Преимущества и недостатки негосударственных провайдеров образовательных услуг – курсы разной продолжительности, онлайн платформы, дистанционные форматы. Типы документов об образовании.
Практикум Как выбрать место получения профессионального образования?
Что именно надо выбрать - вуз? факультет? кафедру? направление подготовки? Что такое образовательная программа? Федеральные образовательные стандарты, университетские образовательные стандарты и учебные планы: где ознакомиться? На что обратить внимание абитуриенту? Критерии сравнения образовательных программ в разных образовательных организациях. Как выбрать «свою» программу на образовательном пространстве страны?
Самостоятельная работа с проверкой преподавателем
4 часа - Составление рейтингового списка образовательных программ для получения профессионального образования
Для успешного прохождения программы слушателям необходимо:
А) осваивать содержание тем программы в соответствии с календарно-тематическим планом занятий.
В случае изменения календарно-тематического плана информация будет разослана на адреса электронных почт слушателей.
Б) содержательно участвовать в занятиях;
В) выполнить письменное задание для самостоятельной работы (описание будет представлено дополнительно слушателям программы), представить результаты для разбора преподавателем;
Г) пройти итоговую аттестация в формате анкетирования.
Расписание ближайшего потока программы
Важная информация для слушателей:
Записи занятий не предоставляются.
Суббота 18 мая 2024
10.00- 11.30 Тема 1. Сущность современной профориентации.
12.00- 13.30 Тема 2. Что такое профориентационный минимум?
15.00-16.30 Тема 3. Профориентация с позиции ученика: избежать нельзя планировать
Суббота 25 мая 2024 года
10.00-11.30 Тема 4. Педагог, профориентолог, родитель: роль в современной профориентации
12.00-13.30 Тема 5. Профессиональное образование в современной России: актуальная структура и будущие трансформации
15.00-16.30 Тема 6. Формальное и неформальное образование: куда идти учиться?
Воскресенье 2 июня 2024 года
10.00- 13.00 Практикум. Как выбрать место получения профессионального образования?
Самостоятельная работа с проверкой преподавателем
4 часа - Составление рейтингового списка образовательных программ для получения профессионального образования
Суббота 10 июня 2024 года
10.00-11.30 Итоговая аттестация. Результаты проверки самостоятельной работы слушателей.
Руководитель программы
Елена Владимировна Брызгалина
Руководитель программы, к.филос.н., доцент, зав. кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный работник сферы образования Российской Федерации