Stationary photo

Медиаграмотность:  методика обучения школьников приемам самозащиты от манипуляций в информационном пространстве

О программе

Целью программы является подготовка учителей для работы в медиаклассах по программе Правительства Москвы и формирование у них компетенций по вопросам, связанным с обучением школьников приемам информационной самозащиты: идентификации фальшивых данных (фейков) и противодействия манипулятивным техникам. 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 

формирование навыков проведения коммуникативного анализа; формирование навыков обоснованной оценки текстов и устных сообщений; развитие представления о применимости к коммуникационным проектам.По результатам программы комплексно обновляются как коммуникативные компетенции педагогов, так и компетенции в руководстве аналитической деятельностью учащихся старших классов.

Занятия будут проходить в онлайн-формате в Zoom. У слушателей будет возможность общаться с преподавателем и другими слушателями в режиме реального времени

Форма обучения

 онлайн

Продолжительность

72 часа

Стоимость

13 000 руб.

Начало обучения

 ноябрь 2022

Содержание программы

Тема 1. Основные понятия теории коммуникации.

Содержание и смысл курса. Общие понятия, терминология и концепции. Основы теории коммуникации. 

Основные элементы процесса коммуникации. 

Стейкхолдеры и заинтересованные стороны. Субъект и объект коммуникации. Коммуникации и манипуляции – общие основания и различия.

Тема 2. Манипулятивный процесс. 

Основные приемы манипуляции. Приемы и алгоритмы идентификации манипуляций. 

Формы прикладных манипулятивных технологий: реклама, пропаганда, агитация, диверсия. Субъекты и объекты манипуляции. Обыденное сознание. 

Информационные войны — два основных подхода. Субъекты и объекты информационных войн. 

НЛП, «Эриксонианский гипноз» и другие квази коммуникационные техники.

Тема 3. Дезинформация и фальшивые данные 

Истина, заблуждение и ложь. Формально логический, философский, юридический, морально-этический аспект. Эпистемические и деонтические суждения. 

Фальшивые данные: причины, цели и задачи формирования и распространения. 

Приемы и алгоритмы, позволяющие фильтровать, валидировать и проверять данные. 

Тема 4. Деловые игры и кейс-студии 

Выявление и верификация манипулятивных технологий и фальшивых данных: 

- в массовой информации (fact checking).

- в процессе переговоров.

- в процессе управления.

- В личных жизненных ситуациях

Повторение и закрепление материала

       Целевая аудитория
  • Учителя средних общеобразовательных школ

Расписание

Появится позже

Результаты программы
  • знание основных терминов и понятий теории коммуникаций и прикладной коммуникативистики;

  • знание основных проблем современных коммуникаций;

  • навыки анализа устных и письменных текстов;

  • навыки самостоятельной идентификации манипулятивного воздействия;

  • навыки самостоятельной идентификации ложной информации;

  • умение анализировать причины, цели и способы манипуляции;

  • умение анализировать причины, цели и задачи производства и распространения фейковых новостей.

  • умение применять полученные знания и навыки на практике, в повседневной жизни.

Об авторе курса

Александр Сегал – выпускник философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. После окончания аспирантуры работал в сфере гуманитарных технологий: с 1991 года в журналистике, с 1992 – в PR . Был редактором в газете «Солидарность» и журнале «Смысл», обозревателем в газете «Правда» и журнале «Эксперт», пресс-секретарем Федерации независимых профсоюзов России. В качестве эксперта Комитета по информационной политике и связи Госдумы входил в Рабочую группу по Закону о рекламе.

С середины 90-х окончательно пришел в сферу PR: был первым директором департамента общественных связей Тюменской нефтяной компании (1997-1998), советником по PR руководителя ЗАО «Ренова» (1998-2001). С 2002 года – в самостоятельных проектах. А.П. Сегал имеет богатый опыт организации кампаний и контр-кампаний в ТЭК, горно-металлургической и ряде других отраслей, опыт проведения избирательных кампаний, а также персонального сопровождения и информационной защиты бизнесменов и политиков.

А.П. Сегал - кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Директор Центра экспертизы социальных проектов, стратегий и прогнозов (ЦЭСП) при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова

Член Российской ассоциации связей с общественностью (РАСО), сертифицированный специалист по связям с общественностью (сертификат РАСО №199).

В своем курсе А.П. Сегал представит взгляды с разных сторон на процесс возникновения и создания фальшивых новостей: со стороны тех, кто их заказывает, тех, кто их производит, тех, кто их распространяет – и тех, кто их выявляет и изучает. Кстати, чаще всего люди, распространяя свою фальшивую информацию, хотят в то же время защититься от чужой, что делает пейзаж информационного поля еще более замысловатым. В общем, процесс обещает быть интересным.

Наши преподаватели
IMG_8293-framed_edited.jpg

Сегал Александр Петрович

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

imgonline-com-ua-Black-White-tkiw81yvBzQ

Костикова

Анна Анатольевна

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Предварительная заявка на обучение
(в десктопной версии на сайте ниже, в мобильной на сайте Гугл Форм)

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности