
Медиаграмотность: методика обучения школьников приемам самозащиты от манипуляций в информационном пространстве
О программе
Целью программы является подготовка учителей для работы в медиаклассах по программе Правительства Москвы и формирование у них компетенций по вопросам, связанным с обучением школьников приемам информационной самозащиты: идентификации фальшивых данных (фейков) и противодействия манипулятивным техникам.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
формирование навыков проведения коммуникативного анализа; формирование навыков обоснованной оценки текстов и устных сообщений; развитие представления о применимости к коммуникационным проектам.По результатам программы комплексно обновляются как коммуникативные компетенции педагогов, так и компетенции в руководстве аналитической деятельностью учащихся старших классов.
Занятия будут проходить в онлайн-формате в Zoom. У слушателей будет возможность общаться с преподавателем и другими слушателями в режиме реального времени
Форма обучения



онлайн



Продолжительность
72 часа
Стоимость



13 000 руб.
Начало обучения



ноябрь 2023
Содержание программы
Тема 1. Основные понятия теории коммуникации.
Содержание и смысл курса. Общие понятия, терминология и концепции. Основы теории коммуникации.
Основные элементы процесса коммуникации.
Стейкхолдеры и заинтересованные стороны. Субъект и объект коммуникации. Коммуникации и манипуляции – общие основания и различия.
Тема 2. Манипулятивный процесс.
Основные приемы манипуляции. Приемы и алгоритмы идентификации манипуляций.
Формы прикладных манипулятивных технологий: реклама, пропаганда, агитация, диверсия. Субъекты и объекты манипуляции. Обыденное сознание.
Информационные войны — два основных подхода. Субъекты и объекты информационных войн.
НЛП, «Эриксонианский гипноз» и другие квази коммуникационные техники.
Тема 3. Дезинформация и фальшивые данные
Истина, заблуждение и ложь. Формально логический, философский, юридический, морально-этический аспект. Эпистемические и деонтические суждения.
Фальшивые данные: причины, цели и задачи формирования и распространения.
Приемы и алгоритмы, позволяющие фильтровать, валидировать и проверять данные.
Тема 4. Деловые игры и кейс-студии
Выявление и верификация манипулятивных технологий и фальшивых данных:
- в массовой информации (fact checking).
- в процессе переговоров.
- в процессе управления.
- В личных жизненных ситуациях
Повторение и закрепление материала
Целевая аудитория
-
Учителя средних общеобразовательных школ
Расписание
Появится позже
Результаты программы
-
знание основных терминов и понятий теории коммуникаций и прикладной коммуникативистики;
-
знание основных проблем современных коммуникаций;
-
навыки анализа устных и письменных текстов;
-
навыки самостоятельной идентификации манипулятивного воздействия;
-
навыки самостоятельной идентификации ложной информации;
-
умение анализировать причины, цели и способы манипуляции;
-
умение анализировать причины, цели и задачи производства и распространения фейковых новостей.
-
умение применять полученные знания и навыки на практике, в повседневной жизни.
Об авторе курса
Александр Сегал – выпускник философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. После окончания аспирантуры работал в сфере гуманитарных технологий: с 1991 года в журналистике, с 1992 – в PR . Был редактором в газете «Солидарность» и журнале «Смысл», обозревателем в газете «Правда» и журнале «Эксперт», пресс-секретарем Федерации независимых профсоюзов России. В качестве эксперта Комитета по информационной политике и связи Госдумы входил в Рабочую группу по Закону о рекламе.
С середины 90-х окончательно пришел в сферу PR: был первым директором департамента общественных связей Тюменской нефтяной компании (1997-1998), советником по PR руководителя ЗАО «Ренова» (1998-2001). С 2002 года – в самостоятельных проектах. А.П. Сегал имеет богатый опыт организации кампаний и контр-кампаний в ТЭК, горно-металлургической и ряде других отраслей, опыт проведения избирательных кампаний, а также персонального сопровождения и информационной защиты бизнесменов и политиков.
А.П. Сегал - кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Директор Центра экспертизы социальных проектов, стратегий и прогнозов (ЦЭСП) при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова
Член Российской ассоциации связей с общественностью (РАСО), сертифицированный специалист по связям с общественностью (сертификат РАСО №199).
В своем курсе А.П. Сегал представит взгляды с разных сторон на процесс возникновения и создания фальшивых новостей: со стороны тех, кто их заказывает, тех, кто их производит, тех, кто их распространяет – и тех, кто их выявляет и изучает. Кстати, чаще всего люди, распространяя свою фальшивую информацию, хотят в то же время защититься от чужой, что делает пейзаж информационного поля еще более замысловатым. В общем, процесс обещает быть интересным.
Наши преподаватели

Сегал Александр Петрович
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Костикова
Анна Анатольевна
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Предварительная заявка на обучение
(в десктопной версии на сайте ниже, в мобильной на сайте Гугл Форм)
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности