top of page
White and Gold Architecture Presentation

Повышение квалификации

 «философия медицины»

О программе

Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает преподавателей гуманитарных кафедр, работающих со студентами, аспирантами, ординаторами по медицинским и биологическим специальностям, а так же всех заинтересованных в проблематике, пройти программу повышения квалификации «Философия медицины».

Цель программы – повышение квалификации преподавателей высшей школы в области философских проблем медицины. Программа предусматривает как развитие компетенций, связанных с обновлением содержания курсов в соответствии с современным уровнем философских знаний и ростом значимости гуманитарных компетенций медиков, так и с методикой преподавания, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Программа также рассчитана на тех, кто заинтересован в углублении знаний по проблематике курса (медики, биологи, антропологи, юристы, профильные журналисты и др.).

Форма обучения

 очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Продолжительность

72 часа

Стоимость

 

25 000 рублей

Начало обучения

14 февраля 2024

Описание программы

Цель программы

Целью программы является повышение квалификации преподавателей высшей школы в области философских проблем медицины с  целью повышения качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин обучающимся по медико-биологическим направлениям подготовки. 

Участники программы приобретут следующие компетенции: 

  • знания о трендах развития современной науки в целом, специфике онтологических, гносеологических, методологических и аксиологических проблем развития медико-биологического знания  

  • умения осуществлять дизайн образовательных социально-гуманитарных курсов с учетом современного состояния философских наук; 

  • навыки осуществления контроля и аттестации, организации самостоятельной работы студентов по социально-гуманитарных направлениям в очном и дистанционных форматах 

Содержание программы

Раздел 1. Философская повестка современной медицины 

Раздел 2. Философия медицины 

Раздел 3. Парадигмальная история медицинского знания и практик 

Раздел 4. Биоэтика как наука и социальный институт: теоретические и прикладные аспекты 

Раздел 5. Современные образовательные технологии в преподавании философских курсов обучающимся по медико-биологическим направлениям подготовки 

Раздел 6. Текст в преподавании философских дисциплин обучающимся по медико-биологическим направлениям подготовки 

Итоговая аттестация проводится в форме собеседования по вопросам, соответствующим содержанию программы. 

Целевая аудитория

преподаватели философских дисциплин, предусмотренных ФГОС для обучающихся по медико-биологическим направлениям подготовки (курс «Философия», курс «Биоэтика», курс «История медицины», курс «История и философия науки» для ординаторов и аспирантов). Кадровое обеспечение программы оптимально для реального достижения поставленных задач (преподаватели философского факультета МГУ, факультета фундаментальной медицины МГУ, сотрудники Медицинского научно-образовательного центра МГУ).

Дополнительная информация

 

Сроки реализации программы в 2023 году – со 14 февраля  по 2 марта (в вечернее время и по субботам в дневное время). 

Форма обучения – дистанционная. Доступ к занятиям курса осуществляется посредством участия в конференции на онлайн платформе.

Документ об окончании программы: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (МГУ).

Стоимость обучения для одного слушателя: 25 000 рублей (договор может быть заключен с вузом на обучение слушателя или группы слушателей или индивидуально со слушателем).

 

Учебная программа

Раздел 1. Философская повестка современной медицины (8  часов) 

Тема 1.1 Философия и медицина: «да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной..» (2 часа) 

В лекции будет представлено авторское видение взаимосвязи между философией и медициной как отраслями знания и духовной деятельности, объединенными предметом изучения – человеком. Задачи философского образования в медицинском вузе будут представлены как вклад в формирование специалиста, вооруженного искусством рационального целостного и концептуального мышления, без которого невозможно подлинное клиническое мышление.  

 

Тема 1.2 Ключевые тренды развития современной науки. Концептуальное понимание будущего медицины (2 часа) 

В лекции будут раскрыты ключевые тренды развития медицины в цифровую эпоху в условиях трансформации природы человека под влиянием развития науки и технологий. В лекции будут описаны концептуальные основания концепции 4П медицины как социального проекта и стратегии развития медицины как науки и системы здравоохранения.    

 

Тема 1.3. Гуманитарная размерность медицины 21 века (2 часа) 

В лекции с позиции практикующего врача и организатора здравоохранения будет изложено авторское видение задач формирования гуманитарной культуры в рамках медицинского образования. Будет раскрыто значение гуманитарных коммуникативных навыков в культуре врачевания.  

 

Тема 1.4.  Значение концепции медикализации жизни в социогуманитарном знании (2 часа) 

В рамках лекции будут выявлены причины появления и углубления процесса медикализации жизни. На примерах из разных областей знания будет показана необходимость применения медицинского знания в социогуманитарных исследованиях, будет подчеркнута роль междисциплинарного подхода. Отдельно будет рассмотрена роль генетизации в трансформации представлений о человеке, конструировании им своего будущего. 
 

Раздел 2 Философия медицины (10 часов) 

 

Тема 2.1 Методология наук о человеке в свете проблем медицины ХХI века (2 часа) 

Методология науки как знание о создании знания. Науки о человеке: характеристики, особенности, основания исследовательских методов. Основания медицины как науки о человеке в биологически ориентированном дискурсе: проблемы поиска пути к знаниям о человеке. Клиника как позитивное время знания. Формы медицинской рациональности. Инвариант медицинского знания у постели больного. Проблема двойного перехода от наблюдения за индивидуальным течением болезни к обобщениям и выявлению закономерностей и обратно к конкретному человеку.  

 

Тема 2.2. Объектный язык философии медицины (2 часа) 

Микрокосмос и макрокосмос в медицинском и анатомическом дискурсе. Противопоставление тайного и зримого. Клинический опыт как открытие индивидуума в языке рациональности. Грамматика знаков вместо ботаники симптомов. Матричный язык медицины. Видеть и назвать болезнь — не значит ее понять. Медицина «до и после» аутопсии. Объект и субъект медицинского дискурса: несовпадения и искажения. Различие между заболеванием (disease) и недугом (illness). «Вынос за скобки» больного.  

 

Тема 1.3 Онтологии медицины, рождающиеся в истории медицины, в лабораториях и в клинике (2 часа) 

Философские идеи античной медицины как знания о человеке. Teorica как исторический технический способ говорения о гуморах в медицине. Медицина в высших факультетах университетов раннего Нового времени. «Уравновешенная натура» в учении Авиценны. «Завершение биологического старого порядка в XVIII веке» Ф. Броделя. Истоки современных проблем философии медицины.  

Пространство опыта и пространство теории в медицине. Человек как целое. Проблема «наблюдения» за человеком как за целым в лаборатории. Проблема «перевода» и «разрывов». STS и «полевые» исследования медицинских лабораторий. Проблема координации практик. От перспективизма к «самой» болезни. Симптом или реальность. Варианты критики «сильной программы» STS. 

 

Тема 2.4.  Проблема патологии и нормы в медицине  (2 часа) 

Проблема исторически изменяющихся норм медицины, регламентирующих условия жизни общества. Не кумулятивная природа научного знания в связи с развитием медицины. Этика как способ конституирования себя в качестве морального субъекта своего медицински регулируемого сексуального поведения. Поиск «панацеи» как историческая проблема. Клиника как несвободная область освобождения от болезни. История науки, медицина и идеология (П. Деар). Медицинская деонтология: вопросы без ответов? 

 

Тема 2.5. Персонифицированная медицина ХХI века (2 часа) 

Медицина как часть культуры и общества. Что такое доказательная медицина? Использование алгоритмов искусственного интеллекта при анализе баз данных и постановке диагнозов и развитие фармакологии: границы и перспективы. Медицина как наука о человеке vs. Big Data: основные философские проблемы несовпадения дискурсов гуманитарного подхода и ИИ в топосе клиники. Амбивалентность нормы в медицине ХХI века: проблемы и решения.  

  

Раздел 3 Парадигмальная история медицинского знания и практик (8 часов) 

 

Тема 3.1. Введение. История медицины как наука (2 часа) 

Основные особенности и общая характеристика. Связь с другими дисциплинами. Гуманитарная и естественнонаучная компоненты. Концептуальный подход в истории медицины. Работы профессора Л.З. Мороховца. Варианты построения системы медицинских знаний: описательно-биографический, хронологический, культурологический и текстологический.  

 

Тема 3.2. Хронологический подход в истории медицины  (2 часа) 

Работы профессора ТС. Сорокиной. Проблемы построения медицинской хронологии. Связь развития медицинских знаний с историей христианской церкви. Христианство и герметизм. Основные преимущества и недостатки хронологического подхода. 

 

Тема 3.3. Культурологический подход в истории медицины  (2 часа) 

Возникновение медицины. Связь медицины и культуры. Роли личностей в формировании медицинских школ и направлений. Этапность становления медицинских знаний. Работы Дж. Вико. «Улитка» Вико в применении к истории медицины. Модели современной медицины. 

 

Тема 3.4. Текстологический подход в истории медицины  (2 часа) 

Литературная основа медицинских знаний. Врачи-писатели и врачи-неписатели. Роль языка в истории медицины. Медицинская терминология. История болезни как развернутый нарратив. Нарративная практика в преподавании истории медицины. Нарративные черты медицины по работам Р. Шарон. Феномен симуляции болезни. Примеры взаимовлияния художественных текстов и медицинских практик. Некоторые особенности проведения семинаров по истории медицины. 

 

Раздел 4 Биоэтика как наука и социальный институт: теоретические и прикладные аспекты (24 часа) 

 

Тема 4. 1 Специфика современной биоэтики как постнеклассчиской науки и социального института нового типа (2 часа) 

Исторические модели традиционной профессиональной медицинской этики. Факторы, формирования современной биомедицинской этики. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Современное состояние и перспективы развития биоэтики как научного направления, учебной дисциплины и социального института. Роль биоэтического образования в подготовке специалистов в области биомедицины. 

 

Тема 4.2 Основные направления биоэтических дискуссий. Принципы современной биоэтики (2 часа) 

Отказ от универсальности принципов "делай благо!" и "не навреди!" в современной биомедицине. Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия и автономия). Врачебная тайна (принцип конфиденциальности). Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Принцип правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Право пациента на получение правдивой информации. 

 

Тема 4.3. Биоэтические проблемы начала человеческой жизни (4 часа) 

Репродуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Аборт и его виды. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта. Морально-этические проблемы контрацепции.  

Новые технологии репродукции человека. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и этические проблемы медицины. Этические проблемы донорства полового материала. "Суррогатное материнство". Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Директивная и недирективная модель врачебного консультирования по результатам пренатальной диагностики.  

Этические проблемы неонатологии. Моральные проблемы установления критерия новорожденности.  

 

Тема 4.4. Биоэтика о смерти и умирании: трансформация границ бытия в современной науке и социальных практиках ( 4 часа) 

История отношения врача к умирающему больному. Проблема критериев и дефиниции смерти. Смерть мозга: медицинские, философские, морально-этические, социальные и юридические проблемы. Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины. Организационные принципы и цели хосписа. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Понятие «качество жизни умирающего». Преодоление страха смерти как нравственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли.  

Понятие "право на смерть". История проблемы эвтаназии. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. Тенденция отказа от термина "пассивная эвтаназия". Активная добровольная эвтаназия: аргументы "за" и "против".  

 

Тема 4.5 Этика вмешательств в физическую и психическую целостность человека (регулирование экспериментирования и высокотехнологичных вмешательств) Моральные проблемы медицинского экспериментирования (6 часов) 

Специфика эксперимента как научного метода. Гносеологические особенности и структура эксперимента в медицине. История медицинского экспериментирования. Нюрнбергский Кодекс - первый  международный “Свод правил о проведении экспериментов на людях”. Европейские документы, гарантирующие  защиту прав и достоинства человека, оказывающегося в роли испытуемого. Российское национальное законодательство, регулирующее биомедицинские исследования. Типология экспериментирования в медицине: самоэкспериментирование, экспериментальная терапия, нетерапевтический эксперимент, эксперимент над здоровым человеком. Специфика экспериментов  с участием  отдельных категорий лиц (дети, престарелые, лица,  имеющие психические дефекты). Конфликт между свободой научных исследований и личной неприкосновенностью 

Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. Проблема моральной оправданности развития трансплантологии. Тенденции коммерциализации трансплантологии. Моральные и правовые запреты на торговлю органами и тканями для пересадок. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Типы забора органов от трупов и связанные с ними моральные проблемы (рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия или добровольного информированного согласия). Проблема справедливости в распределении ресурсов донорских органов.  

Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей.  

Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. 

 

Тема 4.6. Моральные проблемы биомедицинского экспериментирования с животными: теоретические и прикладные аспекты (2 часа) 

Исторические аспекты регулирования экспериментирования с животными в исследовательских целях. Ключевые нормативные документы, регламентирующие эксперименты с животными. Специфика этико-правового регулирования экспериментов с животными. Основные цели экспериментирования с животными. Биоэтический принцип 3R-история становления и проблемы применения. Основные аргументы противников и сторонников экспериментирования с животными: концептуальный анализ. Деятельность международных и российских организаций специалистов по работе с лабораторными животными. Роль биоэтических комитетов в регулировании экспериментальной деятельности.  

 

Тема 4.7 Индивидуальное и коллективное благо в биомедицине: проблема соотношения (2 часа) 

Модель общедоступного, бесплатного здравоохранения: "за" и "против". Здоровье и рыночные отношения. Врач как государственный служащий. Пациент как пассивный "реципиент" распределяемой медицинской помощи в иерархической системе здравоохранения. Моральные проблемы справедливого распределения. Медицинская помощь и медицинская услуга. Пациент как клиент. Врач как "продавец" медицинских услуг.  Коммерциализация врачебной деятельности и ее влияние на моральный климат в медицине. Конфликт между благом пациента и финансовой выгодой. Моральные основы медицинского бизнеса. Приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами. 

Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема соотношения генетического и социального в истории культуры. Психогенетика о факторах становления индивидуальности. Методы психогенетики: основные результаты и выводы. Проблема улучшения природы человека. Евгеника: исторические формы евгеники как науки и социального движения за улучшение человеческой природы. Ф.Гальтон и его евгенический проект. Позитивная и негативная евгеника. Неоевгеника: специфика современной постановки проблем. Социальные, философские и этические проблемы  проектов клонирования человека. 

Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в медицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируемость медико-генетической информации. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.).  

Генетическая информация как собственность. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблемы патентования генов. 

 

Тема 4.8 Проекты «улучшения природы человека»: философские контексты и анализ практик (2 часа) 

Понятие «улучшение» применительно к человеку. Соотношение традиционных представлений об улучшении как совершенствовании и новых научно-технологических возможностей вмешательства в природу человека. Евгеника как онаученная форма знаний и социальное движение. Позитивная и негативная евгеника. Современные философско-мировоззренческие и морально-этические проблемы проектов улучшения человека. Правовые, социально-политические проблемы применения медико-биологических  знаний. Проблемы биоидентификации: аргументы за и против. 

 

Раздел 5. Современные образовательные технологии в преподавании философских курсов обучающимся по медико-биологическим направлениям подготовки (10 часов). 

 

Тема 5.1 Преподаватель как режиссер социально-гуманитарного курса: общая методология разработки  (2 часа) 

 

Образовательный курс как социально-гуманитарный проект. Роли в новой «образовательной архитектуре»: продюсер (режиссер), менеджер по работе с клиентами, методист, графический дизайнер, специалист по контролю качества, эксперт. Цели и этапы разработки социально-гуманитарного образовательного курса (концепция, сценарий, модель визуализации, модель управления знаниями, средства контроля и т.д.), типы курсов. Методики разработки курса и фундаментальные теоретико-методологические предпосылки. Образование 2.0, образование 3.0, хьютагогика: правда или вымысел? Разбор кейсов. 

 

Тема 5.2 Вызовы и риски для преподавателя как субъекта деятельности в пространстве социально-сетевой культуры(2 часа) 

Современные реалии, продиктованные пандемией, столкнули преподавателей и студентов в одном виртуальном пространстве. В этом новом мире возникла необходимость создавать новый цифровой кодекс взаимоотношений, лавируя между Сциллой виртуальной свободы действий и Харибдой заповедей университета. 

Грамотные отношения преподавателя со студентом в режиме дистанционного обучения строятся на четких правилах цифровой коммуникации, которые необходимо соблюдать обеим сторонам. Студенты, как аборигены виртуальной среды, не должны переносить привычный межличностный характер общения в Интернете на лекцию, а преподаватели, будучи цифровыми иммигрантами, должны адаптироваться в новой для себя среде. В рамках лекции будут рассмотрены принципы управления сетевой публичной коммуникацией. 

 

Тема 5.3 Роль медико-биологического кейса в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. (2 часа) 

На основе опыта проведения занятий на философском, юридическом и социологическом факультетах МГУ им. М.В.Ломоносова будет продемонстрирована роль кейсов, а также предложена методика их применения в рамках преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Особое внимание будет уделено включению в преподавание кейсов, связанных с развитием медицинской генетики (в частности, на примере исследований наследственно обусловленной кардиомиопатии). 

 

Тема 5.4 Проблема "copy-paste" в образовании: технологии и типовые ошибки при проведении проверки на объем заимствований (2 часа) 

Активное развитие и распространение цифровых технологий значительно упростило поиск и получение информации. Между тем, проблема авторских прав в сети "Интернет" стала одной из ключевых и оказала огромное влияние на сферу образования. Для студента метод подготовки письменных работ с помощью "copy-paste" оказывается значительно более простым и естественным с точки зрения пользователя сети "Интернет", чем самостоятельное написание текста. В лекции будут разобраны основные технологии проверки текстов преподавателями на объем заимствований, типовые ошибки при оценке результатов проверки, а также возможные методы разъяснительной и воспитательной работы со студентами по проблеме "copy-paste". 

 

Тема 5.5 Этика общения в виртуальной образовательной среде (2 часа) 

Появление виртуальных пространств и практик виртуальной коммуникации стало новым вызовом для этики как исследовательской дисциплины. Изначально этическая рефлексия вращалась вокруг вопроса: «Являются ли виртуальные пространства естественным продолжением обыденной среды, или же они – особая реальность, где может действовать иная, не совсем привычная мораль?» Одновременно с развитием новых технологий эта дилемма во многом потеряла свою категоричность, но постепенный переход среднего и высшего образования в виртуальную среду частично напомнил и о давних дискуссиях, а также актуализировал споры насчет целей, ценностей и приоритетов образования. Расширение электронной среды, несомненно, несет в себе этические риски, связанные, к примеру, с дополнительной формализацией, анонимностью и разрушением образовательной дистанции но, с другой стороны, открылись новые возможности для построения эффективной интеллектуальной коммуникации.  

  

Раздел 6 Текст в преподавании философских дисциплин обучающимся по медико-биологическим направлениям подготовки (10 часов). 

 

Тема 6.1. Дискурсивный анализ природы «клиники» в философских текстах. Или что такое «клиника»? (2 часа) 

«Эссе о методе» в медицинском дискурсе в идеях М. Фуко. Анализ и критика европейской культуры как исследование эволюции техники, медицинских и гигиенических практик в школе «Анналов» (Ф. Бродель и Ле Гофф). «Антропологический круг» клинического опыта в «Истории безумия в классическую эпоху» М. Фуко. Антропологические основания социокультурного кризиса в современной клинике.  

 

Тема 6.2. Дискурсивный анализ феномена «лаборатории» как места рождения «объективного знания» о человеке в философских текстах. Или что такое медицинская лаборатория? (2 часа) 

Онтология в медицинской практике у А. Мол. Онтологическая хореография. Осуществление диагноза в практике врача. Displacement как перевод. Невидимая модификация невидимых микробов становится видимой (Б. Латур). Дестабилизирующая роль лаборатории. Лаборатория перевернула мир. От рождения лаборатории (Р. Бойль) к рассвету (Л. Пастер) и далее. «Аdequatio rei et intellectus». Задача в изучении не «как», а «что» знания.  

 

Тема 6.3. Дискурсивный анализ понятия «знание» в текстах по философии медицины. Или что такое медицинское Знание? (2 часа) 

Называть vs. понимать в романтической науке О. Сакса. «Внутренняя картина болезни» и ранняя диагностика Р.А. Лурия. Основные идеи «маленькой книги о большой памяти» А.Р. Лурия. «Забота о себе» как часть греческой пайдейи.  Медицинское понимание аристотелевского катарсиса у Ж. Лакана. Медицина как наука и как знание о человеке.  

 

Тема 6.4. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе: особенности аналитики философского, гуманитарного текста. (2 часа) 

В лекции будут представлены основные идеи Методологии экспертного анализа текста. В основе МЭАТ лежит систематическая работа с текстами, представленными в как в устной, так и письменной реализации, включая цифровую реализацию текстов. Будет показано, что аналитика текста оказывается инструментом развития и науки, и образования в процессах их взаимовлияния друг на друга. 

 

Тема 6.5 Тексты массовой культуры как образовательный инструмент в социально-гуманитарных курса (кейсы биоэтики в кинематографе) (2 часа) 

 В рамках лекции будут проанализированы возможности использования кинематографических произведений массовой культуры в образовательном процессе на примере дисциплины "Биоэтика". Специфика биоэтики, с одной стороны, позволяет рассмотреть решения основных проблем и ответы на фундаментальные биоэтические вопросы, представленные на специфическом языке кинематографа, а с другой стороны, массовая культура, будучи отражением социальной действительности, самостоятельно проблематизирует определенные биоэтические ситуации.  

 

  

Документ по окончании программы:
Удостоверение МГУ им. М.В. Ломоносова о повышении квалификации 
Наши преподаватели

Брызгалина Е.В.

Научный руководитель программы, кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета, доцент кафедры

И ДРУГИЕ УЧЕНЫЕ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ МГУ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
maxresdefault_edited_edited.jpg

Мацкеплишвили Симон Теймуразович

Член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В.Ломоносова, врач-кардиолог

Якорь 1
Предварительная заявка на обучение

Сообщение отправлено, спасибо!

 Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности 

bottom of page