top of page

Методы идентификации фальшивых данных
и противодействия манипулятивным техникам

О программе

Современные СМИ и социальные сети, если смотреть на них трезво, жестко ориентированы на увеличение трафика и скорости распространения информации. Они построены таким образом, чтобы стимулировать пользователя «меньше думать и совершать больше действий в минуту». Как следствие, ментальный портрет стандартного пользователя СМИ и социальных сетей все больше становится похож на карикатуру Херлуфа Бидструпа. Какие алгоритмы распознавания и отбраковки информационного мусора могут предложить современная наука и практика? Что еще предстоит открыть и сделать, чтобы этот процесс стал более легким и доступным? Этому посвящена новая лекционная программа кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Занятия будут проходить в онлайн-формате. У слушателей будет возможность общаться с преподавателем и другими слушателями в программе.

Форма обучения

 онлайн

Продолжительность

20 часов

Стоимость

14 000 руб.

Начало обучения

25 марта 2024

Содержание программы
  • Тема 1. Основные понятия теории коммуникации.

  • Содержание и смысл курса. Общие понятия, терминология и к. Основы теории коммуникации. Коммуникации и манипуляции – общие основания и различия. Основные элементы процесса коммуникации. Стейкхолдеры и заинтересованные стороны. Субъект и объект коммуникации.

  • Тема 2. Манипулятивный процесс.

  • Основные приемы манипуляции. Приемы и алгоритмы идентификации манипуляций.
    Формы прикладных манипулятивных технологий: реклама, пропаганда, агитация, диверсия. Субъекты и объекты  манипуляции. Обыденное сознание.
    Информационные войны – два основных подхода. Субъекты и объекты информационных войн.
    НЛП, «эриксонианский гипноз» и другие квази-коммуникационные техники.

  • Тема 3. Дезинформация и фальшивые данные

  • Истина, заблуждение и ложь. Формально-логический, философский, юридический, морально-этический аспект. Эпистемические и деонтические суждения.
    Фальшивые данные: причины, цели и задачи формирования и распространения.
    Приемы и алгоритмы, позволяющие фильтровать, валидировать и проверять данные.

  • Тема 4. Деловые игры и кейс-студии

  • Выявление и верификация манипулятивных технологий и фальшивых данных
    - в массовой информации (fact checking).
    - в процессе переговоров.
    - в процессе управления.
    - в личных жизненных ситуациях
    Повторение и закрепление материала

       Целевая аудитория
  • Все интересующиеся проблематикой курса

Расписание

Среда, 22 марта.     18.30-21.45

Пятница, 24 марта.  18.30-21.45

Понедельник, 27 марта. 18.30-21.45

Вторник, 28 марта   18.30-21.45

Среда, 29 марта.     18.30-21.45

Результаты программы
  • знание основных терминов и понятий теории коммуникаций и прикладной коммуникативистики;

  • знание основных проблем современных коммуникаций;

  • навыки анализа устных и письменных текстов;

  • навыки самостоятельной идентификации манипулятивного воздействия;

  • навыки самостоятельной идентификации ложной информации;

  • умение анализировать причины, цели и способы манипуляции;

  • умение анализировать причины, цели и задачи производства и распространения фейковых новостей.

  • умение применять полученные знания и навыки на практике, в повседневной жизни.

Об авторе курса

Александр Сегал – выпускник философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. После окончания аспирантуры работал в сфере гуманитарных технологий: с 1991 года в журналистике, с 1992 – в PR . Был редактором в газете «Солидарность» и журнале «Смысл», обозревателем в газете «Правда» и журнале «Эксперт», пресс-секретарем Федерации независимых профсоюзов России. В качестве эксперта Комитета по информационной политике и связи Госдумы входил в Рабочую группу по Закону о рекламе.

С середины 90-х окончательно пришел в сферу PR: был первым директором департамента общественных связей Тюменской нефтяной компании (1997-1998), советником по PR руководителя ЗАО «Ренова» (1998-2001). С 2002 года – в самостоятельных проектах. А.П. Сегал имеет богатый опыт организации кампаний и контр-кампаний в ТЭК, горно-металлургической и ряде других отраслей, опыт проведения избирательных кампаний, а также персонального сопровождения и информационной защиты бизнесменов и политиков.

А.П. Сегал - кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Директор Центра экспертизы социальных проектов, стратегий и прогнозов (ЦЭСП) при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова

Член Российской ассоциации связей с общественностью (РАСО), сертифицированный специалист по связям с общественностью (сертификат РАСО №199).

В своем курсе А.П. Сегал представит взгляды с разных сторон на процесс возникновения и создания фальшивых новостей: со стороны тех, кто их заказывает, тех, кто их производит, тех, кто их распространяет – и тех, кто их выявляет и изучает. Кстати, чаще всего люди, распространяя свою фальшивую информацию, хотят в то же время защититься от чужой, что делает пейзаж информационного поля еще более замысловатым. В общем, процесс обещает быть интересным.

IMG_8293-framed_edited.jpg
imgonline-com-ua-Black-White-tkiw81yvBzQ
Наши преподаватели

Сегал Александр Петрович

Костикова

Анна Анатольевна

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Предварительная заявка на обучение
Якорь 1

Сообщение отправлено, спасибо!

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности 

bottom of page