
Современное искусство:
от концепции к шедевру
О программе
Актуальное искусство бросает серьезные вызовы как зрителям, так и исследователям. Что именно сегодня может считаться художественным произведением? Как художник становится звездой, а произведение искусства – признанным широкой публикой? Можно ли выделить наиболее существенные факторы, влияющие на его восприятие? Корректно ли говорить о том, что новизна и оригинальность концепции в наши дни являются определяющими?
В рамках курса слушателям предлагается два взгляда на проблемы возникновения, развития и бытования современного искусства: «концептуальный» и «прагматический». Курс предполагает знакомство с основными философскими концептами и теориями, без которых невозможно понимание современного искусства, а также анализ механизмов, превращающих неоднозначные и порой спорные объекты в шедевры. Курс в МГУ имени М.В. Ломоносова также расскажет об основных механизмах современного художественного рынка и способах продвижения художников, а также о том как достигали известности художники различных эпох.
Форма обучения



онлайн



Продолжительность
36 часов
Стоимость



15 000 руб.
Начало обучения



3 апреля 2023
Содержание программы
Раздел I. Как искусство стало современным?
1Жизнь искусства после смерти бога.
2.Бунт против традиции: романтики, новаторы, прагматики
Раздел II. Первый и второй авангард: теории и художественные практики
3 Русский авангард как новая онтология
4 Русский авангард как новая методология
5.Второй авангард. От абстрактного экспрессионизма к минимализму и поп-арту.
6.Место художника в современном мире: смена парадигмы
7Альтернативные теории авангарда: в поисках общего знаменателя.
8Джексон Поллок. Три ступени к славе
Раздел III. Самые обсуждаемые дискуссии о новом искусстве
9Искусство и его аура: Беньямин vs Адорно. Хайдеггер и Шапиро об истоке художественного творения.
10.Энди Уорхол: от банки супа к банковскому счету
Раздел IV. Концептуальное искусство: искусство как идея как идея.
11 Западный лингвистический и русский романтический концептуализм
12 Концептуальное искусство: интеллектуальные игры, ставшие трендом
Раздел V. Искусство в белом кубе
13 От реди-мейда к институциональной теории (Дж. Дикки и А. Данто). Почему искусство выходит из музея?
14 Ж.-М. Баския: из подземки в Сохо
Раздел VI. Современное “современное искусство”: от эстетики объекта к эстетике отношений
15 Перформативный поворот в современной культуре. Перформанс между эстетическим и этическим
16 Искусство сегодня: от акулы в формальдегиде до легитимизации вандализма
17 Когда молчащие голоса обретают голос: проблемы постколониального мира в призме современного искусства
18 Очень дорогое искусство: арт-рынок – трансформация реальности
Целевая аудитория
-
искусствоведы
-
художники
-
культурологи
-
все желающие
Результаты программы
-
знать основные направления современного европейского и американского искусства, а также основные концепты и основные векторы развития современного искусства; важнейшие тексты философов и теоретиков искусства, оказавшие влияние на формирование дискурсивного поля современного искусства;
-
уметь «читать» и понимать произведения современного искусства;
-
устанавливать взаимосвязи между содержаниями философских и искусствоведческих теорий и инспирированными ими векторами развития современного искусства;
-
классифицировать произведения искусства и связанные с ними теории искусства на классические, модернистские и contemporary;
-
владеть навыками ведения дискуссий о современном искусстве; правилами языковой игры «критика современного искусства»; навыками самостоятельной работы с текстами теоретиков современного искусства.
Расписание
Занятия будут проходит по вечерам 4 раза в неделю с 21 марта по 21 апреля 2022 года.
По понедельникам - 19.00-20.30
По вторникам - 19.00-20.30
По четвергам - 19.00-20.30
По пятницам - 19.00-20.30
Документ по окончании программы:
Сертификат МГУ имени М.В. Ломоносова
Преподаватели

Апресян Армен
Кандидат философских наук, искусствовед, журналист, автор циклов популярных лекций.
Армен Апресян постоянный участник просветительских и культурных мероприятий международного уровня.
https://www.mos.ru/conferences/item/272296/

Светлана Полякова
Философ, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ, специалист в области философии современного искусства. Участник образовательных программ Московского Музея современного искусства (ММОМА) и Третьяковской галереи.
Предварительная заявка на обучение
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности