top of page

Современное искусство:

от концепции к шедевру

О программе

Актуальное искусство бросает серьезные вызовы как зрителям, так и исследователям. Что именно сегодня может считаться художественным произведением? Как художник становится звездой, а произведение искусства – признанным широкой публикой? Можно ли выделить наиболее существенные факторы, влияющие на его восприятие?  Корректно ли говорить о том, что новизна и оригинальность концепции в наши дни являются определяющими?

В рамках курса слушателям предлагается два взгляда на проблемы возникновения, развития и бытования современного искусства: «концептуальный» и «прагматический». Курс предполагает знакомство с основными философскими концептами и теориями, без которых невозможно понимание современного искусства, а также анализ механизмов, превращающих неоднозначные и порой спорные объекты в шедевры. Курс в МГУ имени М.В. Ломоносова также расскажет об основных механизмах современного художественного рынка и способах продвижения художников, а также о том как достигали известности художники различных эпох. 

Форма обучения

онлайн

Продолжительность

36 часов

Стоимость

15 000 руб.

Начало обучения

20 мая 2024

Содержание программы

Раздел I.  Как  искусство стало современным?

1Жизнь искусства после смерти бога. 

2.Бунт против традиции: романтики, новаторы, прагматики

Раздел II.  Первый и второй авангард: теории и художественные практики 

3 Русский авангард как новая онтология   

4 Русский авангард как новая методология 

5.Второй авангард. От абстрактного экспрессионизма к минимализму и поп-арту.

6.Место художника в современном мире: смена парадигмы

7Альтернативные теории авангарда:  в поисках общего знаменателя.

8Джексон Поллок. Три ступени к славе

Раздел III. Самые обсуждаемые дискуссии о новом искусстве

9Искусство и его аура: Беньямин vs Адорно.  Хайдеггер и Шапиро об истоке художественного творения.

10.Энди Уорхол: от банки супа к банковскому счету

Раздел IV.  Концептуальное искусство: искусство как идея как идея. 

11 Западный лингвистический и русский романтический концептуализм

12 Концептуальное искусство: интеллектуальные игры, ставшие трендом

Раздел V.  Искусство в белом кубе

13 От реди-мейда к институциональной теории  (Дж. Дикки и А. Данто). Почему искусство выходит из музея?  

14 Ж.-М. Баския: из подземки в Сохо

Раздел VI.   Современное “современное искусство”: от эстетики объекта к эстетике отношений

15 Перформативный поворот в современной культуре. Перформанс между эстетическим и этическим 

16 Искусство сегодня: от акулы в формальдегиде до легитимизации вандализма

17 Когда молчащие голоса обретают голос: проблемы постколониального мира в призме современного искусства

18 Очень дорогое искусство: арт-рынок – трансформация реальности

Целевая аудитория
  • искусствоведы

  • художники

  • культурологи

  • все желающие

Результаты программы
  • знать основные направления современного европейского и американского искусства, а также основные концепты и основные векторы развития современного искусства; важнейшие тексты философов и теоретиков искусства, оказавшие влияние на формирование дискурсивного поля современного искусства;

  • уметь «читать» и понимать произведения современного искусства;

  • устанавливать взаимосвязи между содержаниями философских и искусствоведческих теорий и инспирированными ими векторами развития современного искусства;

  • классифицировать произведения искусства и связанные с ними теории искусства на классические, модернистские и contemporary;

  • владеть навыками ведения дискуссий о современном искусстве; правилами языковой игры «критика современного искусства»; навыками самостоятельной работы с текстами теоретиков современного искусства.

Расписание

Занятия будут проходит по вечерам 4 раза в неделю с 20 мая 2024 года.

По понедельникам - 19.00-20.30

По вторникам - 19.00-20.30

По четвергам -  19.00-20.30

По пятницам  - 19.00-20.30

Документ по окончании программы:
Сертификат МГУ имени М.В. Ломоносова
Преподаватели
21151518_1537311519645181_46321144105489

Апресян Армен

Кандидат философских наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, автор циклов популярных лекций об искусстве.  Эксперт по вопросам арт-рынка, аукционист. Автор книги «Занимательные истории о русских художниках» (2019) и множества статей об искусстве в массовых периодических изданиях.

Светлана Полякова

Философ, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ, специалист в области философии современного искусства.  Участник образовательных программ  Московского Музея современного искусства (ММОМА) и Третьяковской галереи.

Предварительная заявка на обучение

Сообщение отправлено, спасибо!

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности 

Якорь 1
bottom of page