курс лекций
Методы идентификации фальшивых данных
и противодействия манипулятивным техникам
О программе

Современные СМИ и социальные сети, если смотреть на них трезво, жестко ориентированы на увеличение трафика и скорости распространения информации. Они построены таким образом, чтобы стимулировать пользователя «меньше думать и совершать больше действий в минуту». Как следствие, ментальный портрет стандартного пользователя СМИ и социальных сетей все больше становится похож на карикатуру Херлуфа Бидструпа. Какие алгоритмы распознавания и отбраковки информационного мусора могут предложить современная наука и практика? Что еще предстоит открыть и сделать, чтобы этот процесс стал более легким и доступным? Этому посвящена новая лекционная программа кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Занятия будут проходить в онлайн-формате. У слушателей будет возможность общаться с преподавателем и другими слушателями в программе.
  • Форма обучения
    Онлайн
  • Продолжительность
    20 академ.часов
  • Стоимость
    28 000 руб.
  • Начало обучения
    По мере набора
Описание программы
  • Концепт
    Научитесь распознавать ложь и принимать верные решения в мире цифровых манипуляций.

    Целевая аудитория:
    Взрослые, менеджеры, руководители, журналисты, PR-специалисты, педагоги и все, кто хочет защитить себя и свой бизнес от манипуляций.

    Ключевая цель программы:
    Дать слушателям практический инструментарий для критического анализа информации и формирования личной «ментальной защиты».

    Что получит участник:
    • Чек-листы для быстрой проверки информации.
    • Навык отличать факты от мнений и манипуляций.
    • Уверенность в принятии решений, основанных на данных.
    • Защиту от финансовых, репутационных и профессиональных рисков.


  • Содержание программы
    • Тема 1. Основные понятия теории коммуникации.
    • Содержание и смысл курса. Общие понятия, терминология и к. Основы теории коммуникации. Коммуникации и манипуляции – общие основания и различия. Основные элементы процесса коммуникации. Стейкхолдеры и заинтересованные стороны. Субъект и объект коммуникации.
    • Тема 2. Манипулятивный процесс.
    • Основные приемы манипуляции. Приемы и алгоритмы идентификации манипуляций.
    • Формы прикладных манипулятивных технологий: реклама, пропаганда, агитация, диверсия. Субъекты и объекты манипуляции. Обыденное сознание.
    • Информационные войны – два основных подхода. Субъекты и объекты информационных войн.
    • НЛП, «эриксонианский гипноз» и другие квази-коммуникационные техники.
    • Тема 3. Дезинформация и фальшивые данные
    • Истина, заблуждение и ложь. Формально-логический, философский, юридический, морально-этический аспект. Эпистемические и деонтические суждения.
    • Фальшивые данные: причины, цели и задачи формирования и распространения.
    • Приемы и алгоритмы, позволяющие фильтровать, валидировать и проверять данные.
    • Тема 4. Деловые игры и кейс-студии
    • Выявление и верификация манипулятивных технологий и фальшивых данных
    • - в массовой информации (fact checking).
    • - в процессе переговоров.
    • - в процессе управления.
    • - в личных жизненных ситуациях
    • Повторение и закрепление материала
  • Результаты программы
    • знание основных терминов и понятий теории коммуникаций и прикладной коммуникативистики;
    • знание основных проблем современных коммуникаций;
    • навыки анализа устных и письменных текстов;
    • навыки самостоятельной идентификации манипулятивного воздействия;
    • навыки самостоятельной идентификации ложной информации;
    • умение анализировать причины, цели и способы манипуляции;
    • умение анализировать причины, цели и задачи производства и распространения фейковых новостей.
    • умение применять полученные знания и навыки на практике, в повседневной жизни.
Дополнительная информация
Ваш преподаватель
  • Александр Петрович Сегал
    Автор курса, кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Оставить заявку

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Главная >>
К другим программам >>