Московское долголетие

Человек. Бытие. Смысл.
О программе
Для регистрации на курс нужно обратиться в центр социального обеспечения и попросить записать в группу «Дискуссионный клуб МГУ» проекта «Московское долголетие» (Номер группы: будет опубликован позже).
Занятия будут проходить по вторникам (с 16.40) в Шуваловском корпусе МГУ (Ломоносовский проспект, д.27, корпус 4, ауд. В2). В зданиях университета действует пропускная система (проход для участников проекта "Московское долголетие" осуществляется по социальной карте москвича)
  • Форма обучения
    Очная
  • Продолжительность
    28 академ.часов
  • Стоимость
    бесплатно
  • Начало обучения
    16 сентября 2025
Описание программы
Новый цикл встреч представляет собой комплексный курс лекций, охватывающий широкий спектр философских вопросов. Курс, подготовленный учёными кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ, состоит из 14 тематических лекций по 2 часа.
Лекции проходят еженедельно по вторникам с 16 сентября по 23 декабря 2025 года.
Курс охватывает широкий спектр тем, начиная от фундаментальных вопросов бытия и заканчивая практическими аспектами человеческой жизни. Он предоставляет слушателям возможность глубоко погрузиться в различные философские проблемы и концепции, развивая критическое мышление и расширяя мировоззрение.
Расписание
16 сентября
16 сентября
Как философы изобрели космос и зачем они отправили туда человека (1 лекция).
Гараджа Никита Владимирович
В лекции рассматривается понятие «космос» как категория, возникшая в недрах древнегреческой философии. Анализируется культурно-исторический контекст, связанный с этим процессом, который, по сути, предопределил специфику картины мира, получившую свое развитие в западноевропейской, а также отечественной культурной традиции. Показываются идейные связи русской философии, а также нашего современного взгляда на мир с древнегреческой культурой. Обосновывается, что многие достижения русской и советской цивилизации связаны и уходят своими корнями в те идейные прорывы, которые были осуществлены на почве философии древних греков, по отношению к которой мы, ныне живущие, сохраняем прямую преемственность.
23 сентября
23 сентября
Как философы изобрели космос и зачем они отправили туда человека (2 лекция).

Гараджа Никита Владимирович
В лекции рассматривается понятие «космос» как категория, возникшая в недрах древнегреческой философии. Анализируется культурно-исторический контекст, связанный с этим процессом, который, по сути, предопределил специфику картины мира, получившую свое развитие в западноевропейской, а также отечественной культурной традиции. Показываются идейные связи русской философии, а также нашего современного взгляда на мир с древнегреческой культурой. Обосновывается, что многие достижения русской и советской цивилизации связаны и уходят своими корнями в те идейные прорывы, которые были осуществлены на почве философии древних греков, по отношению к которой мы, ныне живущие, сохраняем прямую преемственность.
30 сентября
30 сентября
Наука Древних цивилизаций.
Соколов Алексей Васильевич
-Вавилония, Египет, Индия и Китай –главные центры древней науки.
- Когда возникла наука в Древних цивилизациях?
- Каковы основные достижения науки Древних цивилизаций?
- Наука или преднаука?
- Творцы науки Древних цивилизаций – кто они?
7 октября
7 октября
Проблема бытия и небытия: «Качая мглой, встает Ничто».
Ляпустин Алексей Геннадьевич
Данная проблема была поставлена еще в античной философии. Ряд мыслителей (Парменид, Аристотель) отрицали небытие на основании закона непротиворечия (наличие бытие не допускает существования небытия), другие (Демокрит, Платон), напротив, считали его существующим, придерживаясь диалектической логики (одна противоположность (бытие) предполагает наличие другой). В неоплатонизме и христианской традиции был выявлен новый аспект небытия – сверхбытие. В современной философии (экзистенциализм) возникло новое понимание бытия – такое сущее, которое способно выходить (экзистировать) за собственные пределы.
14 октября
14 октября
Жизнь и смерть в философии.
Ляпустин Алексей Геннадьевич
Уже в Античности постановка проблемы смерти породила два решения: 1) жизнь лучше смерти (Гомер, Гесиод), смерть есть небытие (Аристотель, эпикурейцы, стоики); 2) смерть лучше жизни (орфики), жизнь – болезнь, смерть – выздоровление от нее (Платон и неоплатоники). В христианской
традиции возникает догмат о воскрешении, предполагающий возвращение души в уже умершее тело. В экзистенциализме возникают два решения проблемы смерти: человеческое бытие есть бытие-к-смерти, страх перед смертью дает человеку подлинное существование (М. Хайдеггер); смерть – бытие-для-другого, она не имеет никакого отношения к человеческому существованию (Ж.-П. Сартр).
21 октября
21 октября
Образы добра и зла в этике.
Рахманкулова Нэлли Фидаиевна
Общий нравственный смысл добра и зла. Идеи Брахмана (индуизм) и Дао (конфуцианство) как высшие моральные ориентиры. Космос как прообраз Добра в античности: эвдемонизм Аристотеля, аскетизм Диогена Синопского, гедонизм Аристиппа, стоицизм Марка Аврелия. Христианская этика: спасение от греха как путь от Зла к Добру. Светская этика пользы и этика долга.
28 октября
28 октября
Философы о союзе тела и души. От Платона до наших дней.
Гоноцкая Надежда Васильевна
Взаимоотношения души и тела долгое время выражали в европейской культуре весь спектр проблем, связанных с отношениями материального и идеального. В лекции мы рассмотрим коллизии, возникающие в процессе осмысления связи души и тела, обращаясь к классикам философской мысли. Обычно душа и тело не мыслятся друг без друга. Но что произойдет, если тело и душа утратят связь между собой? Если бессмертие будет даровано телу, а душа будет подвержена порче? Бессмертие – это проклятье для человека или дар?
11 ноября
11 ноября
Человек Востока и человек Запада. Так ли они различаются?
Ковальзон Мария Матвеевна
Кажется, что понимание человека, его целей и смысла жизни, ежедневных обязанностей и высшего предназначения в традиции восточной и западной философии и культуры различается как черное и белое. Но, возможно, что подобное умозаключение, преждевременно… Какой из традиций (Востока или Запада) относится данная характеристика человека: звонкий голос, ясный взгляд, чистое свободное дыхание, тёплые конечности, отсутствие запаха и т.п. У такого человека много энергии, он молодой не зависимо от возраста в паспорте.
18 ноября
18 ноября
Бочка Диогена, кошка Конфуция, бабочка Чжуан-цзы.
Ковальзон Мария Матвеевна
Перечень великих имен можно продолжать бесконечно! Что объединяет этих и других великих представителей мировой философии и цивилизации? Все они философствовали самими своими действиями, своим образом жизни. Например, Диоген, поселился в Коринфе в большой круглой глиняной бочке. И именно это спасло и город и жителей: когда на его родной город напали враги, Философ на растерялся, выкатил свою бочку и начал по ней барабанить. Жители выбежали из своих домов и город был спасен.
В свою очередь, великий учитель Кун, более известный на Западе как Конфуций, будучи принятым правителем Древнего Китая, открыл ему секрет мудрого правления: Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном. Казалось бы, чего проще? Но почему же до сих пор в государстве отсутствует идеальный порядок, чтобы и кошка не пропала?
Чжуан-цзы, великий мастер парадоксов, получил свою известность благодаря снам и вину. Но не стоит думать о свободном философе плохо! В традициях Китая того периода поэзия вина и ритуал винопития создавали атмосферу непринужденности и беззаботности послеобеденного отдыха. В один из дней Чжуан-цзы приснилось, что он бабочка, весело порхающая и не осознающая, что он Чжуан-цзы. Но вдруг, он проснулся и очень удивился, что он Чжуан-цзы… Как понять великому мыслителю, кто же кому приснился: бабочке Чжуан-цзы или Чжуан-цзы бабочке?
25 ноября
25 ноября
Я и Ты. Философия диалога.
Рахманкулова Нэлли Фидаиевна
Диалог и межличностное духовное общение. Людвиг Фейербах: мое счастье невозможно без счастья другого - «Человек человеку Бог». Мартин Бубер: основа человеческого существования – диалогическое, ценностное отношение «Я и Ты» к другому человеку и к Богу. Михаил Михайлович Бахтин: человеческое бытие – ответственное со-бытие; диалогичность понимания другого; пространство-время (хронотоп) – параметры ценностно нагруженных человеческих отношений.
2 декабря
2 декабря
Язык и познание.
Корнилаев Леонид Юрьевич
В лекции будет представлен обзор одной из классических проблем гносеологии, а именно проблемы взаимосвязи человеческого познания и языка. Как наше мышление зависит от языка? Какие есть концепции языка? Что такое «языковая игра»? Что такое «дискурс»? Как работают основные гипотезы о врожденности языковых правил?
9 декабря
9 декабря
Спор как предмет философского анализа.
Алексеев Александр Петрович
Представления философов об идеальном споре. Софисты и Сократ. Логическая структура спора. Ошибки и уловки.
16 декабря
16 декабря
Современные проблемы эстетики и философии искусства.
Никифорова Анна Сергеевена
Диалог философии и искусства в XX веке. Трансформации в мире искусства и поиски новых форм чувственного восприятия. Определение искусства и поиски его границ. Современные научные подходы к искусству и эстетике. Анализ и обсуждение конкретных современных художественных явлений в мировой и отечественной культуре.
23 декабря
23 декабря
Сновидения как «машина времени» для путешествий в прошлое и будущее.
Родзинский Дмитрий Леонидович
Раскрывается философская природа сновидений человека, чья психическая организация выступает продуктом эволюции материального мира. Четыре материальных силы формирующие психику человека – Ничто (из которого возникла Вселенная), космос, генетика рода и социальная среда предопределяют четыре свойства разума. Последние обнаруживают себя не только в бодрствовании, но и в четырёх видах сновидений, играющих роль «кротовых нор» или «каналов».«Каналы» сновидений становятся главным источником знания человеком о себе, своем прошлом и будущем.

Дополнительная информация

Наши преподаватели
  • Александр Петрович
    Алексеев
    доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Алексей Геннадьевич Ляпустин
    кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Дмитрий Леонидович Родзинский
    доктор философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Нелли Фидаиевна Рахманкулова
    кандидат философских наук,
    доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Никита Владимирович
    Гараджа
    кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Мария Матвеевна
    Ковальзон
    кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Надежда Васильевна Гоноцкая
    кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Леонид Юрьевич Корнилаев
    кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Анна Сергеевена Никифорова
    кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
>К ДРУГИМ ПРОГРАММАМ

>НА ГЛАВНУЮ