Московское долголетие
Хроники русского авангарда
О программе
Почему авангард первых десятилетий ХХ века – это, по мнению многих, эстетически сомнительное, непонятное искусство, главные шедевры которого, кажется, «с легкостью может воспроизвести пятилетний ребенок», так важен для истории отечественной культуры? По крайней мере, «настоящие знатоки» говорят именно так, более того, за пределами нашей страны интерес вызывают произведения именно представителей русского авангарда, а не классической – красивой и понятной – живописи.

Для регистрации на курс нужно обратиться в центр социального обеспечения и попросить записать в группу «Дискуссионный клуб МГУ» проекта «Московское долголетие» (Номер группы: будет опубликован позже).
Занятия будут проходить по понедельникам (с 16.40) в Шуваловском корпусе МГУ (Ломоносовский проспект, д.27, корпус 4, ауд. В2). В зданиях университета действует пропускная система (проход для участников проекта "Московское долголетие" осуществляется по социальной карте москвича)
  • Форма обучения
    Очная
  • Продолжительность
    28 часов
  • Стоимость
    бесплатно
  • Начало обучения
    15 сентября 2025
Описание программы
В рамках курса «Хроники русского авангарда» мы попробуем максимально честно ответить на самые простые (и, в то же время, такие сложные) вопросы о русском авангарде и рассмотреть это удивительное явление в контексте эпохи.

Курс состоит из 14 лекций, проводимых искусствоведом, к.филос.наук Арменом Апресяном. Лекции проходят еженедельно с 15 сентября по 22 декабря 2025.

Что вас ждет на курсе:

  • изучение истории экспериментального отечественного искусства конца XIX-первой трети ХХ вв.;
  • изучение основных эстетических теорий русского авангарда;
  • выявление особенностей влияния государства на развитие изобразительного искусства.
РАСПИСАНИЕ
Тема 1. Авангард: начала

Лекция 1. Русский авангард: предпосылки появления
(15 сентября 2025 г.)

Введение. Определение категориального аппарата. Пространство русского искусства в последней трети XIX – нач. XX вв.: реалистическая традиция и первые попытки выхода за ее пределы.

Лекция 2. Влияние европейского искусства на поиски отечественных экспериментаторов
(22 сентября 2025 г.)

Первые выставки современного французского искусства в России. Коллекции С. Щукина и братьев Морозовых и их влияние на формирование художественного языка русских художников. Творчество П. Сезанна, А. Матисса и П. Пикассо и его роль в становлении отечественного радикального искусства.


Тема 2. Эпоха экспериментов. 1900-1910-е: теории и практики.

Лекция 3. 1898-1910.
(29 сентября 2025 г.)

Группа художников журнала «Мир искусства»; Общество художников «Мир искусства». Критика В. Стасова. Н. Рябушинский и «Золотое руно»; выставки «Голубая роза» и «Салон «Золотого руна»; «Салон» В. Издебского.

Лекция 4. 1910-1912.
(6 октября 2025 г.)

Выставка «Бубновый валет»; художественные поиски В. Кандинского и выход его фундаментального труда «О духовном в искусстве». Выставка «Ослиный хвост».

Лекция 5. 1912.
(13 октября 2025 г.)

«Пощечина общественному вкусу»; выставка «Мишень» и манифесты М. Ларионова; специфика кубофутуризма; А. Шевченко и его книга «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времён и народов»; общество «Бубновый валет» и «развенчание Репина»;

Лекция 6. 1913-1914
(20 октября 2025 г.)

Опера «Победа над солнцем»; выставочные проекты Н. Гончаровой в России и Франции. Возвращение В. Кандинского в Россию.

Лекция 7. 1914-1916
(27 октября 2025 г.)

Выставка «Трамвай В»; выставка «1915 год»; «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», К.Малевич и его манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».


Тема 3. «Свободное искусство» в эпоху перемен

Лекция 8. 1917-1919 Часть 1.
(10 ноября 2025 г.)

Авангард как государственное искусство, институциональные трансформации после Октябрьской революции; проекты В. Татлина; декрет «О памятниках республики»; Музей живописной культуры; критика новой эпохи;

Лекция 9. 1917-1919 Часть 2.
(17 ноября 2025 г.)

Л. Лисицкий и его Проуны; Феномен ВХУТЕМАСа; Н. Пунин «Футуризм – государственное искусство»; методология П. Филонова; «Революция в искусстве» М. Шагала. 


Лекция 10. 1919-1920-е. Часть 1.
(24 ноября 2025 г.)

Начало критики авангарда: выступления Г. Зиновьева и «Письмо о пролеткультах»; эмиграция художников из Советской России.


Лекция 11. 1919-1920-е. Часть 2.
(1 декабря 2025 г.)

Художественные объединения и школы 1920-х гг.: УНОВИС, МАИ, «Четыре искусства», «Маковец», ОСТ, создание и декларации АХРР. Производственное искусство.


Лекция 12. 1920-е - 1933
(8 декабря 2025 г.)

Первая русская художественная выставка в Берлине; Венецианская биеннале 1924 г.; феномен международной популярности К. Малевича; Постановление ЦК «О перестройке литературно-художественных организаций»; выставка «Художники РСФСР за 15 лет». 


Тема 4. Авангард: жизнь после смерти

Лекция 13. Экспериментальное искусство в СССР после 1932 г.
(15 декабря 2025 г.)

Трансформации художественного языка. Феномен обвинений в формализме. Мастера авангарда, пострадавшие от репрессий. Годы безвестности. Деятельность Г. Костаки.


Лекция 14. Шедевры, которых не было
(22 декабря 2025 г.)

Поддельные произведения мастеров авангарда в мировом художественном пространстве, и их влияние на зрительское восприятие. Художники-фантомы. «Исследования» Энтони Партона и Дениз Базету. Коллекция Игоря Топоровского, собрание Залмана Закса.  Фальшивый авангард на современном арт-рынке.


Дополнительная информация

Ваш преподаватель
  • Армен Рубенович Апресян
    Искусствовед, журналист, автор циклов популярных лекций, доцент кафедры эстетики МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат философских наук