лекционная программа
Университетский
философский лекторий
(для аспирантов и соискателей)
О программе
Научная карьера требует не только узкоспециальных знаний, но и развития критического мышления, способности к концептуализации и ведению глубокой дискуссии. Эти метанавыки являются ключевыми для успешной защиты и дальнейшей академической деятельности.
Цель лектория — предоставить вам ресурс для системного развития этих компетенций через погружение в философскую проблематику.
  • Форма обучения
    Онлайн
  • Продолжительность
    36 академ.часов
  • Стоимость
    27 000 руб.
  • Начало обучения
    9 февраля 2026
Описание программы
Концепт
Цикл фундаментальных лекций, разработанный для углубления и систематизации философских знаний аспирантов и соискателей. Программа нацелена на приведение компетенций слушателей в строгое соответствие с высшими академическими стандартами.
Университетский философский лекторий создан для вас как уникальная площадка:
  • Глубина вместо повтора: Мы не даем готовых ответов. Мы задаем сложные вопросы и вместе ищем на них пути решения.
  • Междисциплинарность: Философия выступает мостом между науками. Здесь встречаются физики и филологи, биологи и юристы, чтобы говорить на общем языке о фундаментальных проблемах.
  • Актуальная повестка: Мы обсуждаем не только классические тексты, но и то, что волнует мыслящее сообщество сегодня: этику ИИ, философию науки, природу сознания, вызовы современного общества.
  • Неформальная среда: Это возможность в открытой дискуссии поспорить с признанными экспертами, получить новый взгляд на свою research problem и найти коллег для будущих проектов.
Содержание
Ключевые темы
  • Философия науки: структура научных революций и методы исследования.
  • Эпистемология: природа знания и границы познания.
  • Этика науки: ответственность исследователя перед обществом.
  • Философские основания вашей научной дисциплины.
Результат участия:
  • Умение выстраивать сложные аргументы и видеть проблему с разных сторон.
  • Глубокое понимание методологических основ научного знания.
  • Расширение академического кругозора и установление междисциплинарных контактов.
  • Новые идеи и перспективы для вашего диссертационного исследования.
Расписание программы
Старт: 9 февраля 2026
1 вечер
Предмет философии науки
Соколов А.В., доцент
Все темы:
Предмет философии науки.
Понятие науки. Основные признаки и характеристики научного знания.
Преднаука Древнего Востока.
Основные отрасли и достижения античной науки.
Арабоязычная средневековая наука.
2 вечер
Наука в Средневековье и в Новом Времени
Соколов А.В., доцент
Все темы:
Средневековая западноевропейская наука.
Научная революция XVII века. Предпосылки. Результаты.
Становление естественных наук в XVII-XVIII вв. и их основные достижения.
Социально-гуманитарные науки в Новое время (XVII-XVIII вв.). 
Натуралистический подход в социально-гуманитарном познании.
3 вечер
Академическое движение XVI-XVIII вв. Естественные науки в XX веке.
Ивахненко Е.Н., профессор
Все темы:
Академическое движение XVI-XVIII вв. и его роль в становлении науки как института и формы профессиональной деятельности.
Достижения естествознания в XIX веке. Идеалы классической науки.
Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже XIX-XX вв.
Естественные науки в XX веке.
Становление и развитие науки в России.
4 вечер
Наука как социальный институт.
Ивахненко Е.Н., профессор
Все темы:
Наука как социальный институт. Автономия научного сообщества. Современный университет как институт образования и науки.
Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука (общая характеристика).
Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации науки и псевдонауки.
Проблема метода в гуманитарном познании.
Критический рационализм К. Поппера. Рост научного знания. Принцип фальсификации. Концепция «трех миров». 
5 вечер
Наука в ее отношении к другим областям духовной деятельности: философии, искусству, религии.  Синергетический подход в современном познании. 
Шклярик Е.Н., доцент
5 вечер (Вторая половина)
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.  Субъект и объект научного познания. Концепция личностного знания М. Полани. Акторно-сетевая теория о конструировании научного факта (Б. Латур).
Ивахненко Е.Н., профессор
6 вечер
Проблема истины в научном познании
Гоноцкая Н.В., доцент
Все темы:
«Информационное общество»и «Общество знания» (П. Друкер, Д. Белл), «Общество риска» (Э. Гидденс, У. Бек).
Проблема истины в научном познании. 
В. Дильтей о науках о природе и науках о духе. Объяснение и понимание.
Социальное конструирование реальности (П. Бергер, Т. Лукман). 
Структуралистский подход в социально-гуманитарном познании. Постструктурализм (М. Фуко, Ж. Деррида).
7 вечер
Проблема ценностей в научном познании. Идеалы и нормы исследовательской деятельности.
Корнилаев Н.В., доцент
Все темы:
Проблема ценностей в научном познании. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. 
Проблема развития науки. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Интернализм и экстернализм. 
Баденская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургская (Г. Коген, Э. Кассирер) школы неокантианства. 
Концепция научных революций Т. Куна. 
Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип пролиферации теорий. Критика «шовинизма» научного истеблишмента. 
7 вечер
Специфика социально-гуманитарных наук, их место в системе научных дисциплин.
Ковальзон М.М., доцент
Темы: Специфика социально-гуманитарных наук, их место в системе научных дисциплин. 
Позитивистская традиция в философии науки. Первый и второй позитивизм. 
Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х-Г. Гадамер). 
Марксистский подход к исследованию движущих сил общественного развития. 
Логический позитивизм 20-30-х гг. ХХ в. Основные идеи Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап и др.).
7 вечер
Этика науки. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её актуальность
Рахманкулова Н.Ф.., доцент
Темы: Этика науки. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её актуальность. 
Формы и методы эмпирического познания в науке. Проблема факта. 
Формы и методы теоретического познания в науке.
Марксистский подход к исследованию природы (Ф. Энгельс «Диалектика природа»). 
Понимающая социология М. Вебера. Критика натуралистического подхода в социологии. Понятие «идеального типа». 
«Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса (общая характеристика).
Примечание
Вопрос “Глобальный эволюционизм как принцип научного познания” для слушателей программы будет доступен в текстовом формате конспекта лекции д.ф.н, проф. Н.Б.Шулевского

Дополнительная информация

Наши преподаватели
  • Ивахненко Евгений Николаевич
    Доктор философских наук, профессор кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Алексей Васильевич Соколов
    Кандидат философских наук,
    доцент кафедры философии гуманитарных факультетов.
  • Шулевский Николай Борисович
    Доктор философских наук, профессор кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Нелли Фидаиевна Рахманкулова
    кандидат философских наук,
    доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Мария Матвеевна
    Ковальзон
    кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Надежда Васильевна Гоноцкая
    кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Леонид Юрьевич Корнилаев
    кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Оставить заявку

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Главная
К другим программам >>